Прическа взбитый чуб: украинская стрижка казаков чубчик, тупей, женские укладки, как сделать чуб как у хохлов на голове, общие рекомендации, история создания, современные вариации, плюсы и минусы, фото знаменитостей

Каждая нация имеет свои собственные обычаи и традиции. Это касается и внешнего вида представителя народа. Традиционным одеянием украинок считались нарядные вышитые блузки или платья, а исторической украинской прической — длинная коса до пояса.

До недавнего времени эти традиции чтились только по большим праздникам. Но сейчас, в связи с нестабильной политической ситуацией в Украине, все больше ее граждан хотят выразить свой патриотизм при помощи своего внешнего вида.

Все больше людей покупают себе вышитую одежду, которую начали носить на каждый день, и заплетают себе классическую длинную косу.

Мы не можем утверждать, что данную прическу делали себе только украинки, косички носили и представители других наций — как женщины, так и мужчины.

О такой прическе хорошо знают в Индии, Японии, Египте, ведь в древние времена жители этих территорий заплетали себе косички, которые символизировали мир и знатный род.

Но больше всего коса вошла в историю Украины, где незамужние девушки каждый день должны были заплетать себе косу. После свадьбы, женщины также плели косы, но теперь уже две «замужние» косы, которые укладывались на висках в виде короны.

На сегодняшний день эта традиционная украинская прическа приобрела необыкновенную популярность среди молодежи. Они плетут косы не только на каждый день, но и выбирают такую прическу на разные торжества: выпускной бал, свадьба, венчание, день рождения, юбилей. Это совсем не удивительно, ведь классическая коса может выглядеть достаточно нарядно, если ее заплести в современном стиле.

В наше время уже появилось множество новых видов плетения:

  • колосок;
  • рыбий хвост;
  • коса-змейка;
  • корзинка из косичек;
  • объемная коса навыворот;
  • круговая коса в идее короны;
  • жгуты (боковые косы);
  • французская коса с четырех или пяти прядей и многие другие.

К тому же красивая украинская прическа гармонично сочетается с нежным женственным платьем. Ее можно украсить различными аксессуарами для волос: заколками, лентами, живыми цветами, перышками, обручем или диадемой. Волосы, заплетенные в косу, открывают лицо и шею и подчеркивают красоту стройных худых плеч.

Если хотите получить объемную косу, заплетите косичку навыворот. При этом нужно не сильно затягивать пряди, а наоборот, немного послабить их.

Эта прическа украсит голову любой красавицы, будь это маленькая первоклассница или взрослая деловая женщина. Лучшим нарядом к такой прическе будет вышитая рубашка с красными массивными бусами.

Не ленитесь заплетать волосы, ведь различные косы и плетения уже несколько лет остаются в моде.

ДЕВИЧЬИ ПРИЧЕСКИ И ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. Во времена Киевской Руси девушки носили распущенные волосы, разделенные посередине. Эта традиция в течение веков хранилась в быту украинских девушек. Однако в конце XIX — начале XX в.

это явление уже становится исключительным и чаще связывается с тем или иным обрядом, в частности свадьбой. Во время работы волосы подвязывали или заплетали в одну или две косы. Мелко сплетенные косички (мелочи) были распространены среди девушек Подолья, Киевщины и Полтавщины.

На Волыни и на том же Подолье девушки заплетали косы вчетверо (кнут).

Прическа взбитый чуб: украинская стрижка казаков чубчик, тупей, женские укладки, как сделать чуб как у хохлов на голове, общие рекомендации, история создания, современные вариации, плюсы и минусы, фото знаменитостей

Украинские национальные прически и головные уборы.

Прическа взбитый чуб: украинская стрижка казаков чубчик, тупей, женские укладки, как сделать чуб как у хохлов на голове, общие рекомендации, история создания, современные вариации, плюсы и минусы, фото знаменитостей

В некоторых Прикарпатья сохранялся старинный обычай удлинять естественное волос искусственными волосами с красной хлопчатобумажной воличкой. На Гуцульщине девушки вплетали-в косу нить (шварк), на которую нанизывали пуговицы.

Для закрепления косы на голове ее рядом оплиталы красной шерстью (поплиткы) или привязывали конце кос на темени красной лентой, которая заканчивалась на затылке. Прическу украшали живыми цветами — закосичувалы.

На Углу девушки разделяли волосы на темени на две половины и заплетали над ушами волосы (Китка), которые заключали вроде венка.

Прическа взбитый чуб: украинская стрижка казаков чубчик, тупей, женские укладки, как сделать чуб как у хохлов на голове, общие рекомендации, история создания, современные вариации, плюсы и минусы, фото знаменитостей

Для девушек Левобережья в праздничные дни было типичным плетение волос в одну косу, которая свободно свисала за спину, а в будни — в две, закладывались венком.

На Правобе-режжя и в праздник и в будни девушки заплетали волосы в основном в две косы, которые в праздник свободно спадали на спину, а в будни закреплялись вокруг головы. На Полтавщине девушки иногда заплетали волосы в одну большую и несколько маленьких кос.

Известны и более сложные виды причесок, например, в связи, при которой часть волос спереди разделяли пополам и напускали на обе стороны лица, образуя так называемые начесы, концы которых закладывали по уху косы.

Обычай украшать голову цветами (квитчатися) был очень распространен. Заплетая волос в две косы, девушки обвивали их вокруг головы и закрепляли за ними цветы, создавало впечатление одетого на голову венка.

Девичьи головные уборы существенно отличались от женских, им присуща большая разнообразие и великолепие цветов. Особым разнообразием форм и отделок отмечались свадебные головные уборы. Характерным для них было то, что верх головы, макушка, был всегда открытым. Отсюда и головной убор основном имел винкоподибний вид.

Винкоподибни головные уборы делятся Навинки-шнуры, венки плоскостей-нет да венки свиты. Материалы, конструкция, формы и техники их изготовления были самыми разнообразными. Существовали девичьи головные уборы и другие формы.

ВЕНКИ-ШНУРЫ выглядели Тонен-кой яркой ленты, которую повязывали на-вколо головы и закрепляли сзади, сдерживания кая распущенные волосы. За такую ленту, например, на Черниговщине затыкали искусственные или живые цветы, а на Киевщине на-шивали заложенную в мелкие складки разноцветную ткань, которая имитировала венок.

плоскостной ВЕНКИ делали обязательно на жесткой (иногда картонной) основе, которая должна цилиндрическую форму. Ча-сом на нее во много строк нашивали ву-Зеньков разноцветные ленточки, собранные в мелкие складки. Чаще же основу обтяг-валы шелковой тканью, а сверху прикрепляли цветы.

СВИТЫ ВЕНКИ — сложная стадия развития девичьих головных уборов, которая имела значительные территориальные различия. Так, на Среднем Поднепровье размер цветов-степенное уменьшается в направлении поты-лице, в то время как в других местах (на-пример, на Подолье) «квитчалися» в противоположность ном направлении.

В витая хохлатому венке компо-зицийний акцент был впереди. В зависимости от назначения такой венок мог быть более или менее нарядным и сложным.

Делали его из разных живых (бархатцев, розы, базилика, мака, георгин, барвинка) или искусственных (восковых или бумажных) цветов, украшали сусальным золотом, пташи-ным перьями, окрашенными в яркие цвета. Сзади на спину опускались бар-нцевистые ленты.

На Западной Украине 3. в. украшали уплитамы, герданами из стеклянных нами-стей, листьями позолоченного барвинка т.п.. Девушки подвязывали подбородка красной платком и, подняв ее на темя, опускали концы с тороками за голову-

в перем. Под платком по бокам го-ловы втыкали живые или искусственные цветы — Чичка. На Ивано-Франковщине в кос привязывали цели клочья красной, реже разноцветной шерсти, которую опускали на плечи, — уплиткы. Гуцулки носили 3. в.

из стекляруса и лент, искусственных цветов и па-виног перья — Карабула. На свадьбу одева-ли головной убор вроде шапочки, сделанный из герданов и лент и украсят-ный спереди круглыми металлическими бляшками, а сбоку кистями цветов.

На праздники украшали косы цветами или мелким пером, которое макали в раз-топленый воск. Поверх всего этого на-кладалы разноцветные шелковые ленты, концы которых опускали на плечи. Во время работы девушки подвязывали волосы лентами.

ЛОПАТУШКА. Этот головной убор состоял из отдельных круглых изгибов по заложенными в мелкие складки разноцветной ткани или шелковой ленты, которые зак-риплювалися на твердой основе цилиндры-ческой формы. Бытовал на Полтавщине.

ПОВЯЗКА — закреплен на каркасе яркий шерстяной платок (Чернигов-щина, область).

ленты-повязкой. С помощью та-ких разноцветных лент девушки при-крашалы весь комплекс своего наряда, прикрепляя их в большом количестве в ленту или венка на затылке или пришить-ваючы к ленте, которую повязывали на шее (Черниговщина, Левобережная Киевщина и Черкасская). < /p>

звездочки — ряд тонких пахотная-ментованих латунных пластинок, спа-дали на лоб. Ч., которые существовали в XIX в. на Гуцульщине, сохранили много архаичных черт и напоминают старинные головные украшения периода Киевской Руси.

МУЖСКИЕ ПРИЧЕСКИ И ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. Для наиболее распространенных мужских причесок украинских крестьян XIX в. характерно довольно высокое подрезания волос вокруг всей головы.

Верхнее волосы у макушки прикрывало подбритые места. Головные уборы были более разнообразными. В зависимости от сезона, местных традиций и т.п. их делали из различных материалов и многих форм.

Некоторые разновидности имели пышное убранство, особенно на Западной Украине.

подворот — повсеместно распространена на Украине прическа, когда волосы подрезался вокруг головы, а на затылке оставалось несколько длиннее. Гуцулы залы-шали волосы сзади достаточно длинным, иногда заплетая его в одну или две косы.

«под горшок» («в кружок») — способ стрижки, известен с XVII в., когда за краем наложенной на голову чаши отрезали волосы ровно вокруг головы. Эта стрижка сохранилась на Подолье в на-чала XX в. ей предшествовала традиция гола-ти всю голову, оставляя на макушке к-вгого волосы (сельди), который закручивали за ухо. Эта традиция бытовала предпочтительно среди запорожского казачества.

Недавно стало очень модным носить одежду в национальном стиле, с этно-мотивами. И это проявляется не только в повседневной одежде, но и свадебной. Кроме того, в последнее время появилась мода проводить стилизованные свадьбы. Так, проводятся свадьбы в ковбойском, рок, ретро и многих других стилях.

Некоторые молодожены, особенно на Западной Украине, отмечают свадьбы в национальном украинском стиле. Яркие наряды гостей в традиционных украинских «вышиванках», этно-оформление зала, на столах – украинские национальные угощения и невеста, одетая не в обыкновенное белое свадебное платье, а в украинском стиле — с вышивкой или этническими элементами.

Наряды в украинском стиле

Привязка к такому стилю подразумевает использование этнических элементов в фасоне и украшениях на одежде, а именно, в украинском стиле используются:

  • «маковые» мотивы;
  • вышивка;
  • цветные ленты;
  • широкие или высокие пояса;
  • объемные воланы и рукава;
  • оборки на лифе.

Так, очень красивы свадебные и вечерние платья в украинском стиле от популярной дизайн-студии Аллы Галецкой. Она сумела удачно объединить современный крой платьев с национальными мотивами. Ее эксклюзивные наряды декорированы художественной росписью, аппликациями, бисером, ручной вышивкой, искусственными цветами, лентами и даже стразами Svarowski.

Прическа в украинском стиле

Украинки на издавна украшали свои прически венками с искусственными цветами и лентами. Свадебный наряд в украинском стиле также предполагает использование в прическе кос с вплетенными в них лентами, а также украшениями в виде колосков и искусственных маков, васильков и других ярких цветов.

Ни для кого не секрет, что славянские женщины являются самыми красивыми в мире, и причин для этого множество.

Это и особенности фигуры, очаровательный блеск в глазах, заливистый смех и добродушная улыбка, прекрасные черты характера и мастерство хозяйки дома, но особой гордостью являются волосы славянских женщин. Волосы – богатство, которым щедро наградила их природа.

Прическа взбитый чуб: украинская стрижка казаков чубчик, тупей, женские укладки, как сделать чуб как у хохлов на голове, общие рекомендации, история создания, современные вариации, плюсы и минусы, фото знаменитостей

Уже с рождения женщины Древней Руси имели густые и русые волосы с золотистым блеском, которые и отращивали до замужества. Чтобы волосы всегда выглядели здорово, ухожено со временем их начали заплетать в косы, что позволяло всегда выглядеть опрятно и женственно, волосы в косе можно было носить целый день, при этом они не мешали и не путались.

Прически в украинском стиле в большинстве случаев основаны на плетении одной косы на бок, которая начинается с затылка и длиной может достигать метра.

Для повседневной жизни косы просто заплетают в косу из 3 прядей, а вот в праздники, часто вплетали в косы яркие ленты с кружевом или цветным рисунком. Именно эта особенность украинской прически особенно популярна в наши дни. Сегодня, например, выбрав свадебную прическу на основе французской косы, все чаще и чаще можно встретить различные вплетения в неё ярких атласных лент.

Прическа взбитый чуб: украинская стрижка казаков чубчик, тупей, женские укладки, как сделать чуб как у хохлов на голове, общие рекомендации, история создания, современные вариации, плюсы и минусы, фото знаменитостей

Прически в украинском стиле практичны, поэтому уже давно стали любимыми у всех обладательниц длинных волос. Так можно заплетать длинные волосы в 2 косы, разделив их пробором. Кроме того, в некоторых районах Украины до наших дней сохранилась традиция плести косы из кос, когда волосы на голове разделяют пополам пробором, у уже плетут 6 кос, из которых впоследствии и получают 2 ажурные косы.

Читайте также:  Мужская прическа с хвостиком: фото, модные варианты стрижек с конским хвостом на макушке и на затылке — мусорный пакет, мешок, с выбритыми висками, хохолок, пучок, узел, андеркат, с резинкой, какие подойдут для отращивания, как собрать волосы самостоятельно, как называется эта укладка и как её сделать

22 января — День Соборности Украины.
Специально к этой торжественной дате в рамках проекта « !» мы решили подготовить материал о давних украинских воинах — казаках, а именно — о их внешнем виде.

Первое, что ассоциируется у нас со словом «казак» — это прическа в виде длинной пряди волос на оголенной голове — чуприна.

Другие названия — «оселедец», придуманный Екатериной II в насмешку казацкой прическе, и «хохол» — сейчас считаются неуважительными.

Первым казаком был князь

Чуприну носили еще первые кочевые племена на территории современной Европы. В средневековье такая прическа была широко распространена среди тюрков и татар, а позже — среди казаков и шляхты Речи Посполитой.

Но дольше всего прическа продержалась именно на территории Украины: до конца XVIII века — среди сечевого казачества, как признак принадлежности к Сечи, а до первой половины XIX века — среди мещан (в знак казаческого происхождения).

Одно из первых упоминаний о чуприне находим в описании византийским историком князя Святослава Игоревича, голова которого была голая, но с одной стороны свисала длинная прядь волос.

Чуб и чуприна: в чем отличие?

Мало кто знает, что чуб и чуприна — это две разные прически. Но в основе каждой лежит круг. Для того чтобы сделать чуприну, всю голову брили, оставляя лишь круглую прядь волос шириной в три пальца надо лбом. Эти волосы отращивали и носили за левым (именно левым!) ухом.

Считалось, что такая коса придает лицу воинственности. А чуб стригли так: волосы на висках, надо лбом и на затылке выбривались, а оставшееся пасмо волос по центру расчесывали на все стороны и подстригали по кругу.

Создавалось впечатление, что вся голова покрыта волосами и только при порыве ветра открывалась оголенная голова грозного воина.

Сейчас мода на ношение чуприны постепенно возрождается и некоторые мужчины, не только принадлежащие к казачеству, украшают свою голову настоящей украинской чуприной. Например, такую прическу можно увидеть у известного боксера — Александра Усика, который прославляет ее на весь мир с каждой очередной победой.

Зачем казаку чуб и чуприна?

Чуприна — отличительная черта казаков, которые жили в Запорожской Сечи и некоторых чумаков или крестьян, живших недалеко от Запорожья. Также разрешалось носить чуприну казакам, которые некоторое время прожили в Сечи, но потом вернулись домой.

Казацкая старшина, например, писарь, носила чуб. Второй причиной ношения чуприны, как уже упоминалось выше, было то, что она придавала лицу казака воинственности и устрашала врага.

Также чуприну носили, как особую награду, ее длина показывала стойкость и мужество воина в бою.

Источник: https://ottenki50.ru/for-long-hair/ukrainian-national-hairstyles-and-headdresses-chuprina-the-history-of-the-cossack-hairstyle/

Зачем казаки носили чубы и серьги

Общины запорожских и донских казаков на Руси возникли в XV веке. И практически сразу же у них появились свои отличительные черты: причёска — чуб, длинные усы и неизменная трубка во рту.

Можно сказать, что чуб, который ещё назывался оселедец, имел для казаков сакральное значение. Носить его разрешалось далеко не всем, а потеря чуба и вовсе означала потерю статуса.

Фактрум предлагает читателю узнать, что означал чуб у казаков и по каким причинам его носили бравые вояки.

Прическа взбитый чуб: украинская стрижка казаков чубчик, тупей, женские укладки, как сделать чуб как у хохлов на голове, общие рекомендации, история создания, современные вариации, плюсы и минусы, фото знаменитостей

Чуб, или оселедец, — это мужская причёска с выбритой головой и оставленной длинной прядью волос на макушке. Носить его могли только те казаки, которые участвовали в сражениях и отличились доблестью.

Молодые же, только-только вступившие в казачью общину, носить чуб на голове не могли. Юнцов коротко стригли, как правило, «под горшок».

Со временем, когда молодые казаки проходили разные этапы своего обучения, их волосы всё укорачивали и укорачивали, пока на голове не оставалась лысина.

Прическа взбитый чуб: украинская стрижка казаков чубчик, тупей, женские укладки, как сделать чуб как у хохлов на голове, общие рекомендации, история создания, современные вариации, плюсы и минусы, фото знаменитостейКазак Мамай

Чуб запорожского казака был не просто причёской и напоминанием о храбрости в бою. Он был признаком того, что казак не забыл о своей вере и чтит её.

Все казаки верили в то, что после смерти они обязательно будут гореть в аду за загубленные ими души. Но вместе с тем они считали, что казачий чуб поможет им выбраться из ада.

Ходило поверье, что попавшего в ад казака за чуб сможет вытащить сам Господь и спасти от адских мук.

Чуб казаку нужен был и для того, чтобы отпугивать нечистую силу. Вояки носили прядь волос, зачёсанную на левый бок, чтобы она отгоняла нечистых. Считалось, что они садятся именно на левое плечо и толкают людей на неправедные поступки.

Потеря чуба была позором для казака. Зачастую атаман мог лишить казака оселедца за какую-то провинность или преступление. Во время войн враги намеренно отрезали чубы у пленённых казаков. Считалось, что с потерей чуба донские казаки теряют и свою веру, начиная думать, что им теперь не спастись из ада.

Прическа взбитый чуб: украинская стрижка казаков чубчик, тупей, женские укладки, как сделать чуб как у хохлов на голове, общие рекомендации, история создания, современные вариации, плюсы и минусы, фото знаменитостей

Зачем казаки носили серьгу в ухе

Серьги у казаков имели не меньшее значение, чем оселедец. Чаще всего казачьи серьги имели вид полумесяца и были изготовлены из серебра.

Причина, почему казаки носили серьгу в левом или в правом ухе, кроется в их положении в семье. Так, казаки с серьгой в левом ухе были единственными сыновьями у своей матери.

А серьга в правом ухе казака символизировала то, что он остался последним мужчиной в своём роду.

Прическа взбитый чуб: украинская стрижка казаков чубчик, тупей, женские укладки, как сделать чуб как у хохлов на голове, общие рекомендации, история создания, современные вариации, плюсы и минусы, фото знаменитостей

В некоторых казачьих общинах серьгу в ухе носили лишь юнцы, желающие показать, что они готовы на подвиг. Иногда с серьгой ходили неженатые, сироты или младшие сыновья, — словом, те, кому не надо было проявлять заботу по отношению к семье или предкам. Этих казаков посылали на самые опасные задания.

Было и другое значение серёг у казаков. Считалось, что серебряная серьга может уберечь от разных болезней, в том числе и от венерических. Кроме того, если казачий отряд останавливался возле незнакомого водоёма, то каждый клал в свою кружку с водой серьгу. Делали они это для того, чтобы серебро обеззаразило воду.

Помогало ношение серёг и во время обучения. Зная, в каком ухе у него висит серьга, казаку было проще выполнять команды «направо» и «налево». Облегчало это и работу командира. Он, видя, на каком ухе у подчинённого серьга, понимал, единственный он ребёнок или нет и стоит ли отправить его в тыл, чтобы сберечь.

Топил ли Стенька Разин персидскую княжну?

Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/zachem-kazaki-nosili-chuby-i-sergi

Зовсім козак, та чуб не так

Відважний, сміливий, готовий у будь-який момент померти за свою землю – ось, що символізує старовинна чоловіча зачіска – довге пасмо волосся на голеній голові. Сьогодні інформація про те, як саме називається ця зачіска, дуже різниться. Одні називають її чуприною, інші – чубом. Але найбільш поширена назва – оселедець.

Довге пасмо волосся на голеній голові козака оселедцем почали називати порівняно недавно, адже хоробрий чуб на макітрі запорожця такою «рибною» назвою можна було хіба що зневажити чи навіть образити.

Назва «оселедець» виникла у 20-му столітті, значно пізніше, ніж така зачіска з’явилася на головах вояків. А оселедцем її назвали радянські письменники.

Сучасні козаки на таку назву не ображаються, навпаки – жартують.

Збереглася цікава замітка, яка детально розповідає про давній звичай українців носити волосся. Вона була опублікована в «Записках Наукового Товариства імені Тараса Шевченка» близько ста років тому.

«Майже всі наші малярі, малюючи низових лицарів запорожців, не знають, як треба малювати їхні чуприни.

Так, наприклад, на рисунку маляра Васильківського, виданого на премію російською часописсю «Нива», намальовано запорожця так, що чуб і чуприна у його вийшли змішаними: поверх звичайного чуба, розчісаного на всі боки, лежить від середини голови, осібне пасмо волосся — чуприна.

Запорожці Рєпіна, що пишуть султанові листа, мають чуприни серед голови, як буває це у китайців. У театрах при гримуванні чуприни чіпляють насеред голови. Все це розминається з правдою…»

Перш за все скажу, що чуприна і чуб — не одне і те ж, як дехто думає, а зовсім два різні типи зачіски.   Прическа взбитый чуб: украинская стрижка казаков чубчик, тупей, женские укладки, как сделать чуб как у хохлов на голове, общие рекомендации, история создания, современные вариации, плюсы и минусы, фото знаменитостей

Чуб підстригався так: над лобом, на скронях і на потилиці волосся голилося чи стриглося налисо, і тільки серед голови залишали на долоню широке, кругле пасмо довгого волосся. Його розчісували на всі боки і підстригали кругом — вище над лобом, а нижче на потилиці.

Таким чином голені місця прикривались чубом і здавалось, що голова вся у волоссі; тільки коли чуб закочувався вітром, то лису голову було видно, і від того обличчя людини робилось войовничим. Чуба носили пани, городові козаки і посполиті; тільки пани підстригали його вище, на польський лад.

Зовсім інакше підстригалась чуприна. Вся голова голилась чи стриглась наголо, над самим же лобом залишали кругле пасмо волосся пальців у три ширини.

Волосся те часом відростало в довгу косу, яку можна було зачесати на лівий бік, або обвести кругом голови і замотати за ліве вухо, або просто довести до нього і замотати.

Та найчастіше коса була не дуже довга, тільки спускалась на вухо, і кінець її теліпався на плечі.

У маленьких хлопчиків чуприну стригли у рівні з бровами, щоб не лізла в очі. У старших голова не завжди була ідеально виголена, заростала невеликим волоссям і так залишалася подовгу. Особливо так було у старих дідів, котрі не любили чепуритися. Чуприну носили запорізькі козаки, ті люди, котрі мали якісь відносини з ними, як от чумаки, і ті селяни, котрі жили близько до Запорожжя.

Виявляється, не всім і на Запорізькій Січі дозволялося носити чуприну, котра була своєрідною відзнакою лицарського стану. Чуприни заборонялося носити джурам, селянам-втікачам, недосвідченим воякам, брехунам, боягузам, злодіям та ошуканцям. Позбавити чуприни козака вважалося найбільшою ганьбою.

Про надзвичайно високий статус цієї зачіски у запорожців свідчить і суворо регламентований спосіб носіння чуприни, закрученої саме за ліве вухо.

«Чуприну неодмінно носили за лівим вухом, як усі відзнаки і нагороди,— пояснював колишній запорожець Антін Головатий великому князеві Костянтину Павловичу, — шаблю, шпагу, ордени та ін.

носять зліва, то й чуприну, як знак завзятого і відважного козака, слід також носити зліва».

В Україні існував навіть спеціальний термін «чуприндир» — хоробрий, як запорожець, котрий носить чуприну на голові. У поляків же військова зачіска зовсім інша — дуже високо підстрижене волосся кругом на голові — воно більше нагадує зачіску наших селян.  

Прическа взбитый чуб: украинская стрижка казаков чубчик, тупей, женские укладки, как сделать чуб как у хохлов на голове, общие рекомендации, история создания, современные вариации, плюсы и минусы, фото знаменитостей

Але радянським ученим вникати в усі ці тонкощі влада «не рекомендувала». Після знищення Січі московські окупанти силою голили чуприни всім козакам, а непокірних страчували.

Навіть коли в 1788 році було утворене Чорноморське військо, деякі поміщики у козаків відрізали на голові чуприни і цим позбавляли козацької честі, якою вони дорожили і у кріпацькому званні, визнаючи себе не кріпаками, а козаками.

Незважаючи на всі заборони ще до 70-х років XX століття в деяких українських селах чоловіки голили голови і залишали невеликий чупер як ознаку свого козацького походження.

Усі ці факти переконливо свідчать: козаки — продовження давньої військової формації воїнів-кшатріїв. За часів Київської Русі вона існувала як боярсько-лицарський стан, який виконував функції прикордонної сторожі.

Адже навіть польська влада в офіційних документах завжди зверталася до козаків не інакше як «пани-лицарі».

Не випадково на народних картинах «Козак-Мамай«, поруч з ним на дубі, який символізує «Дерево Життя», неодмінно зображався родовий лицарський герб.

Тобто, навіть народні майстри ідентифікували козацтво саме зі станом лицарів.

Могили козаків відрізнялися від могил людей інших станів: на надгробному хресті поперечна частина була прикрашена невеличким древком зі шматком полотна на ньому, так званою «прапіркою».  

Прическа взбитый чуб: украинская стрижка казаков чубчик, тупей, женские укладки, как сделать чуб как у хохлов на голове, общие рекомендации, история создания, современные вариации, плюсы и минусы, фото знаменитостей

Як ми знаємо, козацькі поселення існували по всьому периметру нашої держави. Тут ми підходимо до розвінчання ще однієї великої байки про козацтво, яку не лише нав’язали нам, а й запустили у світ. Зокрема, завжди намагалася обмежити історію українського козацтва історією Запорізької Січі.

Мовляв, козацтво виникло на Запорожжі й лише запорожці — справжні козаки. Але факти свідчать про інше. Ми знаємо, що поряд із запорізькими існували і городові, або ж реєстрові козаки, які були потужною військовою організацією та мали свою столицю спочатку в Чигирині, а згодом у Трахтемирові.

Читайте также:  Золотой шелк кератин для волос: отзывы, инструкция по применению, цена, фото до и после, состав

В Мізині, на березі ріки Рось, українські археологи знайшли найдавніше у світі зображення козака з чуприною, вирізьблене на кістці мамонта. Вік зображення — 20 тисяч років. Але радянською історіографією навіть згадувати про це зображення було суворо заборонено. Адже ця знахідка переконливо доводить, що батьківщиною арійських племен була саме Україна.

В арійських племен, котрі в давні часи переселились до Індії, ця зачіска була ознакою військової касти — кшатріїв. Кшатрії носили її ще чотири тисячі років тому.

У них вона мала назву «шикхандака» і була властива індійським богам вітру та Крішні (як символу воїнства). Вважається, що ця зачіска символізувала сонячний промінь, знак сонця.

Крім того, чуприна, яка формою нагадує шлик на козацькій шапці, свідчила про зневагу кшатрія до смерті. Адже саме через чуприну безсмертна душа його підніметься до сонця.  

Прическа взбитый чуб: украинская стрижка казаков чубчик, тупей, женские укладки, как сделать чуб как у хохлов на голове, общие рекомендации, история создания, современные вариации, плюсы и минусы, фото знаменитостей

Подібну зачіску можна побачити і на рельєфі у гробниці єгипетського фараона Хоремхеба (XIV ст. до н.е.), де вона прикрашає голову одного з полонених мітанійських аріїв. Так мандрувала ця зачіска разом з нашими предками арійцями по всьому Євразійському континенту.

Побутувала вона й у сарматів ще в II столітті, про що свідчить грецький письменник Лукіан із Само-сати.

Візантійський літопис так описує давньоруське військо, яке під проводом Аскольда і Діра 866 року оточило Константинополь: «Ці варвари-руси були хорошого зросту… Значніші між ними голили бороди і носили довгі вуса; на головах з довгими оселедцями (чубами) і підголеною чуприною носили гостроверхі шапки; поверх кольчуги були одягнені білі киреі… Озброєні вони були сокирами, сагайдаками, списами та з обох боків гострими мечами, а щити в них вгорі та внизу вузькі.» Отже, козацький чупер ще в ті часи вважався ознакою знатності роду.

Наші давні князі Аскольд і Дір, Олег і Рюрик, з яких вперто намагаються зробити то шведів, то німців, в усіх договорах та документах називали себе та свою дружину не варягами, норманами чи вікінгами, а саме Руссю. Отже, оскільки руси носили чупер, то і у князя Олега він мав би бути, як у його внука Святослава.

Вікінги ж чупер не носили. А нам в літературі, образотворчому мистецтві та у кіно постійно змальовували Олега кудлатого, з бородою, а інколи навіть у псевдоскандинавському шоломі з рогами.

Тому, наприклад, на мініатюрах, у старовинних руських літописах той же Святослав, Володимир, а також інші князі зображаються у грецькій манері — кудлатими і бородатими.

Хоч з монети князя Володимира видно, що він бороди не носив, а Святослав самими ж візантійськими очевидцями описується з вусами і оселедцем.

На старовинному малюнку 1670 року, де зображений загін міської охорони Львова, теж бачимо козацькі зачіски.

До речі, озброєні були ці львівські правоохоронці досить оригінально — величезними бойовими ціпами, звідки пішла їхня назва «ціпаки».

А бойовий ціп був улюбленою зброєю саме запорізьких козаків, про що свідчить у своїй історії князь Митецький, котрий довгий час перебував на Запорізькій Січі.

Крім того, слов'яни ще з давніх-давен практично не знали довгобородих богів і зовсім не знали довговолосих.

Праукраїнські племена зображали своїх ідолів з вусами, але без борід. На мініатюрах Радивилівського літопису, наприклад, у Перуна вусів не видно, як і бороди. Зате виразно помітна чуприна-оселедець, яка зовсім по-запорозьки спадає до лівого вуха.

Уривок з книги: «Таємниці Бойових мистецтв України»  Тарас Каляндрук

Якщо ви помітили помилку чи неточність, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Умови використання матеріалів сайту

Використання матеріалів можливе лише за умови активного гіперпосилання на UaModna ( див. Правила* ). Для генерації коду посилання натисніть на кнопку

Думки, позиції, уподобання та заклики, опубліковані на нашому сайті, є власністю авторів і можуть не співпадати з поглядами редакції uamodna.com

Источник: https://uamodna.com/articles/zovsim-kozak-ta-chub-ne-tak/

Откуда появилась прическа чуприна (оселедець) ( см. фото)?

Причина отращивания чубов у казаков и хохлов («хохлы», как ненациональное общественное образование) банальна до безобразия.

Поскольку «чубатые» — это, в основном, воины, не важно, были ли они на службе у князей или султанов или занимались разбоем, то «хохол» на олове служил им отличительным признаком во время битвы.

Если кто заметил, то казаки и «хохлы» одевались с турецкого плеча. Раз в год они ходили в походы в земли султана «добывать зипуна», то есть пограбить и приодеться в турецкую одежду. Заодно привозили турецких невольниц, многие из которых становились жёнами казаков.

Каким же образом во время сечи можно было бы отличать своих от чужих, если они одинаково одеты в турецкие шальвары, татарские ичиги и воюют одинаковым оружием?

Бритьё головы — вообще характерно для южных и азиатских народов, но никак не для славян или других северян. Украинское казачество не было национальным. В его состав принимались люди разных национальностей, — русские, татары, турки, поляки, словаки, даже евреи. При условии, что казак должен стать православным.

Основу казачества составляли подданные султана (бывшие и настоящие).

Отсюда традиция брить головы у мужчин, отсюда тюркские слова в воинской и обиходной речи (атаман, майдан, станица, шаровары (шальвары), тютюн(табак) и прочее, прочее, прочее…

) И самой главной причиной, по которой казаки оставляли невыбритым «оселедец», чуб, который поляки и словаки назвали «хохлом», то есть «снопом сена или соломы», это отличительный знак во время боя с турками и татарами.

Вторая причина была в том, что казаки часто нанимались на службу к султану. Соответственно они получали экипировку и оружие в духе султанской армии. В армии султана казачий чуб служил отличием воина-христианина от воина мусульманина. Других отличий просто не существовало, а права у христиан и мусульман в Османской империи были разные.

Хотите верьте, хотите нет, но это истинная причина появления «хохлов» на головах у казаков. Поскольку в массе своей эти люди были неграмотными разбойниками без роду и племени, они не могли знать и подозревать о древних ассирийцах, китайцах или индейцах, носящих на головах такие же или похожие отличительные знаки.

Кстати, вышиванок казаки отродясь не носили. Нужно понимать, что казачество — это воинское сословие, а не крестьяне.

Рубахи-вышиванки, — это праздничная крестьянская одежда, одежда крестьянского сословия, стоящего на самой нижней ступени феодального общества, ниже свободных крестьян — только холопы.

Воины-казаки, находились в привилегированных условиях, вблизи к правящему классу и часто сами становились правителями (гетманы)

Ниже публикую несколько картинок, попробуйте отличить запорожского казака от турецкого воина или янычара.

Прическа взбитый чуб: украинская стрижка казаков чубчик, тупей, женские укладки, как сделать чуб как у хохлов на голове, общие рекомендации, история создания, современные вариации, плюсы и минусы, фото знаменитостейПрическа взбитый чуб: украинская стрижка казаков чубчик, тупей, женские укладки, как сделать чуб как у хохлов на голове, общие рекомендации, история создания, современные вариации, плюсы и минусы, фото знаменитостейПрическа взбитый чуб: украинская стрижка казаков чубчик, тупей, женские укладки, как сделать чуб как у хохлов на голове, общие рекомендации, история создания, современные вариации, плюсы и минусы, фото знаменитостей

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1287054-otkuda-pojavilas-pricheska-chuprina-oseledec—sm-foto.html

Почему украинцы чубы носили? | Исторический документ

Всем известна характерная прическа запорожских казаков – стриженная наголо голова с длинным чубом, свисающим на одну сторону, в сочетании с вислыми длинными усами. Во-первых, насколько этот облик соответствовал действительному внешнему виду украинцев? Во-вторых, каково его происхождение?

Здесь нужно отметить, что данный чуб, который украинцы называют обычно разными терминами: оселедец, чуприна, был свойственен не всем украинцам, а конкретно запорожскому казачеству, чему есть немало свидетельств не только описательных, но и изобразительных, начиная с XVII века. Так что в этом вопросе сомнений нет – такой чуб имел место, не является легендой, однако был присущ лишь определенному кругу украинцев.

Но при этом большинство точек зрения строится на том, что чуб не являлся казачьим изобретением, а был для них приобретенным явлением. Но тогда возникает вопрос – откуда приобретенным. Конечно, велик соблазн привязать чуб к неким очень древним великим событиям.

Вспоминается описание гуннов, которое дает Прокопий Кесарийский (VI в. н.э.), приписывающий им ношение чуба. Наиболее заметная фигура, которая обычно изображалась практически с украинским чубом и вислыми усами – киевский князь-воитель Святослав.

Первое и единственное указание в источниках на наличие у Святослава подобного чуба – описание князя византийским хронистом Львом Дьяконом. Других свидетельств о нем нет.

Объяснить такую особенность прически князя были призваны разные версии, и наиболее известная – чуб был символом знатности у варягов. Впрочем, вероятнее всего, у Святослава, как у его предков варягов – была либо заплетенная косичка, либо прядь волос, которую потом стали трактовать как чуб.

Еще в римских источниках имеются свидетельства, что среди знатных жителей севера Европы характерна прическа, представляющая собой клок волос, который свисает с одной стороны.

Эта традиция видимо не ограничивалась жителями Скандинавского полуострова, и была также распространена у западных славян.

Но, судя по всем описанием, такая прическа не имела ничего общего со знаменитым украинским чубом.

Впрочем, поскольку Святослав разгромил Хазарский каганат и прошел через народы Северного Кавказа, воевал с печенегами и другими тюркскими народами причерноморских и поволжских степей, некоторые исследователи видят происхождение его чуба в связи с этими походами.

Дело в том, что у хазар, древних булгар, печенегов тоже был характерный чуб в качестве прически. Однако подобная версия представляется несколько натянутой. Неясно, зачем победителю принимать облик побежденных. Так что версия о признаке знатности, присущей варягам (а Святослав был именно таковым) представляется более обоснованной.

Почему чубы утвердились у украинцев?

Однако, как бы там ни было, чуб Святослава (если он вообще был) к чубам (хохлам) украинцев отношения не имеет. Хотя бы потому, что между ним и запорожскими казаками не было никакой культурной связи. Достаточно сказать, что потомки Святослава не были замечены с чубами.

Скорее всего, здесь, как и во многом другом было заимствование прически у тюркских народов, с которыми казаки контактировали (само слово «казак» — тюркского происхождения).

Многочисленные тюркские племена, населявшие Северное Причерноморье, сменявшие друг друга в числе своих причесок имели похожую на чуб.

Причем поскольку в то время элементы внешнего вида имели строго символическое значение, наличие такого чуба означало, что его владелец – свободный человек.

Поэтому вполне возможно, что казаки, занявшие близлежащие области примерно в XIV веке, наследовали и присущие кочевникам символы. Тем более что и само название — «казак» означало – «вольный человек».

Именно это свое свойство казаки особенно подчеркивали, поскольку пополнение их рядов осуществлялось за счет прибытия прежде зависимого населения, для которого именно вольность была главным достоинством.

Надо сказать, что представители тюркских народов участвовали в формировании казачества и, конечно, принесли с собой элементы своей культуры.

Почему же чуб становится отличительным признаком именно украинского казачества, а не, скажем, не далеко располагавшегося донского? Вполне возможно, ранее он был распространен и у донцов (об этом говорит сохранение у них моды на залихватский чубчик), но  в прежнем виде не сохранился.

Прическа взбитый чуб: украинская стрижка казаков чубчик, тупей, женские укладки, как сделать чуб как у хохлов на голове, общие рекомендации, история создания, современные вариации, плюсы и минусы, фото знаменитостей

А у запорожцев, будучи заимствованным элементом внешнего вида, подчеркивающим вольное состояние владельца, со временем чуб сохраняет таковое свое значение уже в более формальном смысле.

Уже с XVI века запорожских казаков принимает на службу польское государство (В России эта практика становится системной с XVII века, но по-настоящему утверждается с XVIII в.).

Часть из них включается в так называемый реестр (реестровые казаки) с получением содержания из казны.

Чуб становится форменным знаком казака, хотя конечно носили их не только реестровые, но и неофициальные казаки, которые, однако, стремились попасть в реестр. Это гарантировало им не только содержание, но и гарантию вольности. После перехода в подданство России реестр был сохранен, и даже расширен, что обеспечивало и сохранность чуба. Впрочем, это один из вариантов, объясняющих это явление.

То есть изначально чубы были характерной прической не всех украинцев, а только лишь казаков. Можно сказать, он был знаком, отличавшим казака от крестьянина. Поскольку до полного присоединения Украины к России русские в основном имели дело только с казаками, этот фирменный чуб и стал наименованием всех украинцев – хохлы. Хотя есть и другие объяснения.

Читайте также:  Кератиновое окрашивание и выпрямление волос, возможно ли сделать одновременно, лучшие бренды для покраски

Был ли какой-нибудь практический смысл? Его иногда пытаются привязать к чубу. Дескать, удобно в походах (выбривание головы спасало от вшей, хотя непонятно). Некоторые настаивают на сакральном смысле – некая связь с небом.

Но гораздо более реальным было именно символическое значение вольности человека. Переход в казачество – свободное состояние символизировал и чуб – символ вольности. И в этом своем смысле чуб и сохранялся. Впоследствии он, как стереотип, символически стал переноситься на всех украинцев.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться

Источник: http://history-doc.ru/pochemu-ukraincy-chuby-nosili/

А зачем казакам нужен был оселедец?

А зачем казакам нужен был оселедец?

Прическа взбитый чуб: украинская стрижка казаков чубчик, тупей, женские укладки, как сделать чуб как у хохлов на голове, общие рекомендации, история создания, современные вариации, плюсы и минусы, фото знаменитостей

Гладко бритая голова и длинный чуб-хохол (его еще называли оселедцем) были характерной и оригинальной приметой запорожского казака.

Зачем же запорожцы наголо брили головы, оставляя длинный чуб? Дело тут в очень давних (если не древних!) традициях, как степняков, так и вероятных предков казаков.

Слово «чуб», как считают некоторые исследователи, произошло от персидского «чоб» — гроздь, кисть, пучок. Интересно, что у персов слово «казак» переводилось, как «хохол».

У воинственных готов длинный чуб означал посвящение богу Одину (готское «хох оол» — сын неба).

В Киевской Руси такой чуб мог означать принадлежность к знатному роду. В частности, сохранилось византийское описание внешности величайшего полководца Древней Руси Святослава Игоревича (жившего, согласно традиционной истории, в Х веке).

Вот описание встречи императора Цимисхия со Святославом на берегу Дуная, включенное в «Историю Льва Диакона» со слов очевидца: «…Он (Святослав) приплыл на скифской ладье… был среднего роста, с густыми бровями и голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и длинными висячими усами.

Голова его была совсем голая, только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода… в одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами…».

Итак, либо древнерусский воин Святослав предвосхитил события и стал зачинателем моды и традиций для запорожских казаков 16 века, либо беглые крестьяне 16 века каким-то неведомым нам способом узнали и по каким-то неведомым нам причинам решили перенять и сохранить старорусские воинские традиции 600-летней (!) давности.

Ведь описаны ТРИ УНИКАЛЬНЫХ черты облика запорожских казаков — висячие усы, при бритой бороде, чуб-оселедец и одна серьга в ухе, совершенно справедливо висевшая у Святослава, т.к. он был единственным сыном Ольги и Игоря и согласно казацкой традиции должен был (или мог) носить такую серьгу.

Чуб был для казака своеобразной визитной карточкой, внешним признаком (часто единственным!), по которому сечевики узнавали друг друга.

Запорожец вдали от родных мест (не говоря уже о разведчиках, которые проникали в стан врага) мог вырядиться в любую одежду.

Однако чуб под головным убором, даже если это была мусульманская чалма, всегда оставался на месте, был своего рода паролем при встрече с другим казаком.

Как правило, чуб носили за левым ухом. Чтившие традиции «низового товариства» и во всем соблюдавшие этикет старики объясняли, что «чупрына, как знак удалого храброго казака, должна быть обращена к левой стороне».

В этом случае чуб был своеобразным знаком «достоинств и отличий», вроде медали, ордена или шпаги. Нередко по форме чуба, его длине и ухоженности судили о звании казака, его старшинском чине, боевой выучке и опытности.

Развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля.

Исходя из религиозных и жизненных мотивов: в военных походах да и при той жизни, в волосах очень любила заводится всякая живность типа вшей, блох и т.д. А по религии ходить лысым было нельзя…И потому они нашли вот такой вот интересный выход из этой ситуации…

Источник: https://kazachata.ru/?article_id=1484

Чуб на голове украинца

Казаки большее значения уделяли своему внешнему виду. Они делали это для того, чтоб отличаться от других воинов и подчеркнуть свою принадлежность к казацкому роду. Любая деталь в образе, не случайна и носит сакральный смысл.

Отправляясь в поход, они понимали, что могут не вернуться и нуждались в защите высших сил. Так, например, появилась мода среди казаков носить чуб или чуприну.

Эта прическа означала отвагу, смелость и готовность в любую минуту отдать жизнь за свою землю.

Похожий пучок на бритой голове носили многие народы в средневековья. Это были: готы, скандинавы, тюрки, татары, позже польские шляхтичи и запорожские казаки. Среди них появилось такое выражение как «чупрындыр», что означало храбрец.

Чуб

Само слово «чуб», произошел от персидского слова «чоб» — гроздь, пучок. Известно, что слово «казак» персы переводили как «хохол». Отсюда и названия самой прически.

Были некоторые отличия между чубом и чупрыною. Чуб стригся так: над лбом, по бокам, на затылке брили и только верхнюю часть головы, на ширину ладони оставляли длинный клок волос.

Его расчесывали по всей голове и подстригали кругом.  

Чупрына

Совсем по-другому выстригали чупрыну.   Всю голову брили, под самым лбом оставляли круглую прядь волос шириною в три пальца. Отросший волос зачесывали на левый бок или обводили вокруг головы и заматывали за левое ухо. Позже эту прическу назвали оселедець.

Сравнение с рыбой скорее обидное, но казаки не обижались и даже шутили по этому поводу. Еще это было удобно, в походах в грязной голове заводились вредители, а клок волос выявлял степень боевого опыта и служил визитной карточкой для встречи с другими казаками.

Символизм

 Такой чуб могли носить не все казаки, а только опытные воины. Начинающих стригли под «горшок», с приобретением боевого опыта, количества походов их прическа менялась. Оставшаяся часть отрастала и свисала в бок за левым ухом, что тоже не случайно.

Ордена и сабля всегда находились с лева, поэтому длинный локон как знак опытного воина тоже свисал на левую сторону.

Еще они считали, что у каждого чело на левом плече сидит злой дух, который толкает на неверный путь, а свисающая прядь волос, будет мешать ему, там находится.

Лишиться чуба означало потерять честь. Не редко набегающие татары, взяв в плен казака, отрезали ему эту прядь, тем самым делая его униженным и беззащитным. Так как казаки верили, что за грехи они попадут в ад, но за доблесть рыцаря, ангелы вытащит их из греховной бездны, схватив за чуб. Запрещалось носить чуб трусам, врунам, злодеям, неопытным воинам.

Такую прическу в период  древней Руси, носили представители знатного рода. В летописи описывали образ Святослава: средний рост, густые брови, голубые глаза, светлые волосы длинные усы, с бритой бородой и головой лишь клок волос, свисающий на левый бок.

Еще одна причина, по которой казаки стали стричься, таким образом, уходит далеко в прошлое. В период большого переселения народов кочевые племена в качестве трофея со своих противников снимали скальп. Именно такой прической славяне демонстрировали свое бесстрашие перед врагом.

Существует мнение среди философов, почему многие воины носили именно такой чуб. Локон, расположенный по центру головы, точнее в точке соединения трех главных черепных костей, символизировал центр мирской жизни человека. Таким образом, действовал как связь с Создателем. Через него в голову человеку входил «Божий промысел» попадая прямо в сердце.

Это не просто прическа, это вызов отношение к жизни, смерти, к самому смыслу своего существования. Скачущий на коне воин, с развивающим длинным чубом, поражал врага сильнее сабли.

Источник: https://www.istmira.com/novosti-istorii/17425-chub-na-golove-ukrainca.html

Зачем казаки носили хохлы

Трактовка понятия «хохол» как синонима слов «малоросс» и «украинец» встречается в словарях Даля, Ожегова и других лингвистов. Изначально «хохлом», или попросту «хохолком», называлась особая прическа, которую носили украинские запорожские казаки.

Выглядела она так: голова мужчины полностью выбривалась налысо, только на самой макушке оставалась нетронутой небольшая часть волос. Эту прядь почти не стригли, в результате чего она выглядела как длинный хохолок или чуб.

«Хохол» или «оселедец»?

Такое название традиционной казачьей прически было принято только у русских. Сами запорожцы называли ее «оселедцем», что в переводе с украинского значит «селёдка».

Чуб, свободно свисающий с практически полностью обритой макушки, действительно сильно походит на продолговатое рыбье тело. Но слово «оселедец» было не понятно русскоязычным соседям.

Даже те из них, которые могли слышать оригинальное название этой прически, просто не воспринимали его, поэтому называли длинный казачий чуб по-своему, то есть «хохлом».

Поскольку такая мужская прическа была принята только у украинцев, постепенно название «хохол» было перенесено с части облика человека на него самого.

В результате в культуре восточных славян украинцы стали прочно ассоциироваться с хохлами.

Этим словом стали называть уже не собственно казаков, а всех украинцев вообще, включая детей и женщин, которые по понятным причинам никакие оселедцы не носили. В среде самих украинцев слово «хохол» воспринимается как оскорбительное.

Интересно, что у народов Сибири этот перенос произошел еще глубже: сибиряки называли хохлами и белорусов, и русских, проживавших в южных районах Руси (а позднее и Российской империи). Это могло происходить из-за различий в языке.

Говоры русских, проживающих далеко на востоке, за Уралом, очень сильно отличаются от распространенных в центральных районах, не говоря уже о литературном языке.

На слух сибиряка, никогда не общавшегося с русскоязычным жителем юга, речь последнего звучала непривычно и очень похоже на украинскую.

Происхождение оселедца

В происхождении названия мужской казачьей прически «оселедец» («селёдка») можно заметить изрядную долю юмора. Со временем шутливый оттенок перестал быть актуальным, как бы стерся, и слово стало именем нарицательным.

Изначально эта оригинальная прическа была «изобретена» кочевыми племенами Великой евразийской степи. У них она называлась «айдар». Айдары носили только взрослые мужчины, женатые и уже продолжившие свой род.

Холостые юноши имели право носить простую длинную челку, которая называлась «кекил».

Брили голову и оставляли на макушке длинный чуб казахи, тувинцы, авары, татары и другие кочевники. Иногда для удобства длинную прядь волос заплетали в косичку. Айдар был особым отличительным признаком.

Таким же, как национальный костюм, оружие, язык или обычаи народа. У многих кочевников эта прическа была очень распространена.

Казаки, часто воевавшие и «общавшиеся» таким образом с татарами и другими кочевниками, просто позаимствовали эту прическу и дали ей свое название – «оселедец».

Значение этой прически для казаков

Для любого запорожского казака ношение оселедца было особой гордостью, символом принадлежности к свободному народу, какими были когда-то степные кочевники, не знавшие никаких границ и преград.

Постепенно история этой легендарной прически обросла разными мифами и преданиями. Одни историки утверждают, что подобный казачьему чуб носили некоторые киевские князья.

В частности, сохранилось подобное описание Святослава Игоревича, сделанное византийскими послами.

Все эти примеры еще раз подтверждают взаимопроникновение культур разных народов при тесном контакте. И как всегда бывает в таких случаях, позаимствованные элементы обрастают в новой среде уникальными чертами.

Так у запорожских казаков считалось не только гордостью, но и хорошим знаком носить длинный чуб-оселедец. За него якобы Господь Бог сможет вытащить погубившего столько людских жизней грешника из адского пламени.

Каждый казак был искренне верующим человеком и понимал, что за столькие прегрешения его душа отягощена большим бременем. Оселедец был еще и чем-то вроде талисмана, оберега от дьявольских сил. Со временем он стал символом высокого положения, даже принадлежности к знатному роду.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/56542-zachem-kazaki-nosili-khokhly.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector